Секреты аспирантуры. Часть 7.

Промежуточные нормативы

Педагогическая практика

Аспирант должен пройти педагогическую практику (это закон). Нельзя защититься, не помучав перед этим, как следует, своих студентов. Обычно предлагается проведение занятий или отработка в той или иной форме в институте.

Чтобы вы поняли, какова степень нагрузки при проведении семинаров, поделюсь личным опытом. Я вел семинары по математическому анализу в своем родном институте. В МФТИ только две кафедры еще держат марку – это кафедры теоретической механики и высшей математики. Я как раз преподавал на кафедре высшей математики.

Первое, что надо понимать, это то, что к семинару надо готовиться. Чтобы бодренько прорешать у доски в течение 2 пар около 10-15 задач, надо готовиться накануне. Подготовка к семинару занимала обычно вечер целиком – с 6 вечера до полуночи. Иногда еще больше, так как мне приходилось подтягивать теорию.

У нас в МФТИ есть интересная преподавательница, которую все боятся. Про нее можно говорить много хорошего или плохого, но она мне дала очень ценный совет. Она рекомендовала за лето прорешать весь первый курс матанализа в специально отведенной для этого тетрадке. Поверьте, это сэкономило очень много времени. Тем не менее, готовиться перед каждым семинаром все равно было необходимо.

Еще в качестве нагрузки, чтобы жизнь малиной не казалась, есть проверка контрольных работ. На проверку 15 работ поначалу у меня уходило чуть больше одного рабочего дня, около 10 часов. Но после этих 10 часов я уже был ни на что не годен, поэтому необходимо выделять для проверки контрольных работ день целиком.

Сразу уточните, будут ли вас привлекать к приему экзаменов. Экзамены обычно бывают не в тот же день недели, в какой проходят ваши семинары. Это может быть несовместимо с вашей основной работой. Кстати, в МФТИ потоковые контрольные работы и экзамены запросто ставят на субботу и даже воскресенье.

И, наконец, сдачи. Есть такое правило, что студенты должны иметь дополнительное время раз в неделю для сдач домашнего задания вне занятий. Это тоже дополнительная мука для преподавателя.

И это еще не все. Заседания кафедры раз в семестр. У нас они обычно проходили по средам, часов в 17, когда все нормальные англичане садятся пить чай. Хорошо, если у вас в это время семинар! Чуть хуже – если у вас семинар в этот же день, но к 5 вечера он уже заканчивается. И совсем неудобно, если у вас семинары в другие дни.

Придумывать контрольные работы – тоже задача не на расслабление. Особенно, в четырех вариантах, как того требовала кафедра. Причем все четыре варианта должны быть равнозначны по сложности. У меня на составление контрольной работы из 4-х вариантов по 5 задач в каждом, уходило 1-2 дня. А потом еще проверка! Но последующий семинар никто не отменял, и к нему тоже надо готовиться.

Казалось бы, раз в семестр – это не так уж часто. Раз в семестр бывает заседание кафедры, семестровая контрольная работа, коллоквиум (в чужой группе), составление и проверка контрольных работ, иногда еще убедительно просят замену провести. А теперь чуть-чуть арифметики. В семестре 17 недель. Всего перечислено 12 мероприятий (в первом семестре 4 контрольных). Вот и получается, что преподавание раз в неделю – это в заоблачной теории. А в приземленной практике на него приходится уделять два целых дня в неделю.

teacherhours

Другой пример – мой сосед по общежитию, который вел лабораторные работы на кафедре общей физики. Вот у него была полная лафа! Он за лето должен был изучить все установки, это был основной напряг. А потом работа строго по графику согласно расписанию. Дома к лабораторной можно не готовиться, тетрадок на проверку тоже нет. Помимо лабораторных по расписанию, во время сессии его еще привлекали для приема экзаменов. Кафедра физики была намного халявнее с точки зрения преподавателей и студентов, чем кафедра высшей математики.

Халява или опыт?

Лично я все равно доволен своим выбором, потому что опыт – главное в эти годы! Выбирая кафедру, на которой вы хотите пройти педпрактику, задайте им такие вопросы:

  • какова нагрузка по расписанию;
  • какова нагрузка не по расписанию в виде обязательных консультаций или сдач;
  • на скольких экзаменах надо будет появиться;
  • есть ли наработки кафедры в виде методичек с готовыми семинарами или вариантов контрольных работ;
  • заседания кафедры, коллоквиумы, потоковые контрольные и прочие разовые мероприятия.
В МФТИ для зачета педагогической практики предлагалось вести занятия у студентов, или заниматься проверкой тетрадей заочной физико-технической школы (ЗФТШ). Я в свое время выбрал проведение семинаров по математическому анализу на первом курсе, а мой сосед по общежитию – проверку тетрадей ЗФТШ. Оказалось, что проверка ЗФТШ – это намного больший геморрой, чем проведение семинаров. Семинары вдобавок развивают ораторское мастерство, умение излагать свои мысли и еще много других полезных качеств. В случае ЗФТШ проверка школьных тетрадок вносит очень сомнительный вклад в ваш личностный рост. В общем, мой совет вы поняли. Выбирайте ведение семинаров – не пожалеете. Да и в резюме это можно будет потом отразить.

Кандидатский минимум

Кандидатский минимум нужно сдавать по трем дисциплинам – английскому, философии науки и по своей специальности. Если вы получаете на одном из этих экзаменов «удовл», то вы должны защититься в течение трех лет. «Хор» и «отл» действуют пожизненно, то есть, можно сдать кандидатский экзамен сейчас, а защищаться лет через 10.

При этом английский и философия для всех направлений одинаковы, а экзамен по специальности сдается каждый раз заново при смене специальности. Это надо учитывать при стратегическом планировании своего обучения в аспирантуре.

Экзамен по специальности

Программа экзамена по специальности состоит из основной части и дополнительной. Основная часть программы устанавливается на уровне ВАК, иногда ее еще называют программа-минимум. Этот минимум общий для всех, кто защищается по одной и той же специальности. Программу-минимум не сложно найти в интернете по запросу «шифр вашей специальности программа минимум».

Дополнительная программа – это вопросы, касающиеся вашей специфики. Она у каждого соискателя может быть своя, но может быть и общей. Обычно 2/3 вопросов – это программа-минимум, и еще 1/3 – это дополнительная программа.

Я знаю несколько случаев, когда аспиранту приходилось пересдавать кандидатский минимум по другой специальности. Это считается обычной практикой. Но, все-
таки жизнь будет проще, если вам удастся этого избежать.

Программу для своего экзамена по специальности зачастую составляет сам аспирант. Это очень ответственное и кропотливое дело, и одним копи-пастом тут не обойтись.

Например, я составлял свою программу сам, по пути много чего прочитав и изучив. Однако, я проглядел, как в программу проник незнакомый термин. На экзамен пришел наш декан, который просмотрел всю мою программу и решил, наверное, повысить свой уровень образования за мой счет. Он выбрал самый непонятноый термин в программе и спросил о нем, об «условии эргодичности». Это понятие в общем контексте можно было пропустить, что я и делал, когда просматривал программу в очередной раз перед экзаменом. Но когда вас специально спрашивают всего одно это понятие, то отвечать придется.
Не стоит думать, что если вы сами себе составляете экзаменационную программу, то вы все по ней сможете ответить. Хотя составление экзаменационной программы – это серьезный научный рост.

Экзамен по философии

В аспирантуре проходят занятия по английскому языку и философии. Цель этих занятий – сдача кандидатских минимумов. Несмотря на то, что, посещение лекций по философии и занятий по английскому у нас никто не контролировал, лично я настоятельно рекомендую эти занятия посещать и проявлять себя с лучшей стороны. Вы будете сдавать эти предметы, скорее всего, тем преподавателям, которые эти занятия и проводили.

Не стоит думать, что на экзамене по философии можно будет отделаться разговорами на общую тему. Меня всегда раздражали люди, которые начинали «философствовать» так, как будто до них никого не было. Им только кажется, что они делают открытия вслух. Но, те же самые мысли были давно уже сказаны, и самое неприятное для них, раскритикованы известными всему миру философами. Добрый экзаменатор возразит на экзамене так, как возражал в свое время Гегель Канту. Попробуйте на это возражение ответить! А злой просто предложит: «а теперь покритикуйте самого себя», и сразу все станет понятно. Если с древними греками все достаточно просто, то классическая немецкая философия – это смерть. Вы знаете, почему не бывает апостериорных аналитических суждений? А это вполне нормальный вопрос на экзамене по философии.

Экзамен по английскому

Экзамен по английскому языку обычно состоит из нескольких частей: пересказ, перевод в обе стороны разных текстов, презентация в PowerPoint, обсуждение и еще все, на что хватит фантазии на кафедре иняза. Иногда еще с собой на экзамен просят принести curriculum vitae .
В МФТИ кафедра иностранных языков – это та самая кафедра с красивыми незамужними преподавательницами, по которой вздыхают студенты. Для многих в 90-е и 00-е была популярна мысль выучить английский, и уехать навсегда. Кафедра иняза не скрывала, что ее миссия – подготовить выпускников МФТИ для международной деятельности. И это у них очень хорошо получается! Даже на последнем в жизни молодого аспиранта экзамене кафедра свято выполняет возложенные на себя функции. На экзамен надо принести curriculum vitae, подготовить научно-популярную презентацию по теме своей диссертации, перевести письмо на деловой английский. Не стоит говорить, насколько это полезно для самого себя!

В следующей серии

Следующая глава будет посвящена работе с авторефератом. Автореферат – официальный документ, который выпускается от имени совета, поэтому особое внимание уделяется деталям. Вы замечали печать типографии на автореферате? А знаете, как правильно доставить автореферат адресату? Соискатели учёной степени кандидата юр. наук, конечно, знают.

И не забывайте про друзей! Если вы считаете, что моя рассылка может быть полезна вашим сокурсникам, поделитесь с ними адресом моего сайта http://asperhelp.ru или используйте кнопки социальных сетей, расположенные ниже.