Секреты аспирантуры. Часть 6.

Как поступать в аспирантуру и в итоге поступить

Напутствие

Один уважаемый мной преподаватель МГУ на своих занятиях делал очень интересные лирические отступления. Я позволю себе воспроизвести одну его великую мысль:

«Наука – это мафия, потому что она обладает всеми признаками мафии. В первую очередь, это элитный клуб. Чтобы в него попасть, надо пройти определенные испытания. Мафия также накладывает отпечаток на всю жизнь и предполагает беззаветное служение своей цели и днем, и ночью. В этом клубе все друг друга знают, и есть явные лидеры. Есть даже способы избавления от неугодных. Наверное, научное сообщество – это самая древняя, крупная и организованная мафиозная структура в мире. Как и полагается мафии вселенского масштаба, научное сообщество имеет выходы на глав государств почти всех стран мира. А в 20-м веке именно развитие науки оказывало основное влияние на всю мировую историю».

Хочется добавить еще кое-что от моего лектора по философии. Его слова я рекомендую запомнить на всю жизнь:

«Научное сообщество очень интересно устроено. Если вы на них работаете фактически за бесплатно, учась в институте и выполняя курсовые работы, то вам дадут ученую степень бакалавра. Если вы согласитесь поработать еще пару лет, то получите степень магистра. Отказавшись от карьеры в хороших фирмах, вы можете проработать бесплатно еще три года, тогда вы получите степень кандидата наук. А если вы будете на них работать всю жизнь за копейки, то вам, быть может, дадут степень академика. Вот когда станете академиком, тогда у вас начнется настоящая жизнь в науке».

И для сгущения и без того мрачных красок, я хочу добавить кое-что лично от себя. Когда-то я занимался тем, что организовывал занятия по спортивным бальным танцам. А еще ходил на Айкидо. Так вот:

Знаете, что общего между Айкидо, спортивными бальными танцами и научным сообществом? Цветовая дифференциация штанов! Во всех перечисленных случаях, введение промежуточной аттестации – это способ удержания клиентов. Если у человека есть система промежуточных целей, то двигаться вверх ему значительно легче и интереснее. И трудовые или финансовые вложения не воспринимаются, как нечто из ряда вон.
На деле, цветовая дифференциация штанов оправдана только в армии, а во всех остальных случаях – это чисто коммерческий ход.

И вот теперь я хочу задать вам вопрос. Вы действительно хотите побороться за ученую степень? Если ваш ответ утвердительный, то я вам готов помочь.

Лирика

Ни для кого не секрет, что успешно защищается только третья часть из всех поступивших в аспирантуру. А в установленный срок защищаются еще меньше. Например, в аспирантуру МФТИ на факультете АКИ в мое время поступило около 20 человек. Из них в срок защитилось пятеро, спустя два года защитилось еще трое, включая меня самого. Куда же делись все остальные? Их поглотила рутина, они забуксовали и отказались от своих наполеоновских планов, а кто-то изначально не планировал защищаться.

Парадокс в том, что среди отличников процент защитившихся всегда ниже, чем среди «середнячков». Так как я сам был отличником (мой средний бал за все время обучения на Физтехе составляет 5.0), то этот вопрос меня сильно тревожил. И не зря, в срок я не защитился. Но успел вынести урок, что же мешает отличникам в аспирантуре. Вообще, мотивы поступления в аспирантуру можно разделить на две категории:

Осознанное поступление. Человеку нужна ученая степень, или у него почти готова диссертация, и есть выходы на ученый совет, либо он просто хочет пожить в общежитии еще три года, а может, откосить от армии.

Неосознанное. Человек в институте ни о чем кроме учебы не думал. У него не было интересной или высокооплачиваемой работы, и своей семьей еще не обзавелся. Поэтому для него поступление в аспирантуру – это единственный вариант дальнейшей жизни. Он делает только то, что умеет – учится «по инерции».

С учетом такого, несколько условного, разделения на категории, можно объяснить систему критериев, которые применяются опытными деканами при приеме в аспирантуру. Ее я опишу ниже.

Без чего не обойтись

Ответ предельно прост – для поступления в аспирантуру нужен научный руководитель и тема диссертации. Без этих двух компонентов вас никто в аспирантуру не возьмет. Причина банальна – каждый не защитившийся аспирант портит статистику отдела аспирантуры в своем институте. При достижении критической отметки, аспирантуру могут закрыть. А это уже удар по престижу всего учебного заведения, и удар лично ректору. Ниже пояса.

Работающие критерии приема

Официальных критериев нет. Вернее, они есть, но они не работают. Отдел аспирантуры и деканаты делают все возможное, чтобы играть по своим правилам. А именно, брать в аспирантуру не тех, кто проходит по официальным критериям, а тех, кто им нужен.

Почему не работают официальные критерии? Для поступления в аспирантуру необходимо сдать вступительные экзамены. Это философия, иностранный язык и специальность. И все эти экзамены сдают на «отлично». Получить «хор» считается неприличным, а «удовл» – вообще за гранью добра и зла. В итоге у всех получаются одинаковые оценки, что и требуется для того, чтобы работали какие угодно критерии, кроме официальных.

Почему всем ставят «отлично», у меня есть две версии. Первая – ни один живой человек не хочет брать на себя ответственность за судьбу выпускника ВУЗа. Ведь ставя «хорошо» и зная, что у остальных будет «отлично», будущего аспиранта снимают с дистанции досрочно.

Вторая версия состоит в том, что всем ставят максимальный балл специально, чтобы все попали в одну и ту же категорию годности, где у всех в сумме по 15 баллов (философия + ин.яз. + специальность). Потом из этой категории будут отбирать уже в соответствии с другими критериями.

Если кого-то надо отсеять, то ему могут поставить «хор» на вступительных экзаменах по специальности. В моей группе даже были люди, которым поставили «удовл», но это, скорее, исключение.

А теперь поговорим о неофициальных критериях. Любой ВУЗ заинтересован в высокой численности аспирантов, которая определяется количеством бюджетных мест. Именно на бюджетные места выделяется финансирование. В госплане на всю страну заложена некоторая сумма на эти цели. Поэтому общее количество бюджетных мест в стране фиксируется на год вперед.

Бюджетные места распределяются по институтам в зависимости от количества защитившихся аспирантов в предыдущем году. Грубо говоря, если аспирант не защищается в срок, то институт теряет бюджетное место на следующий год, а значит, теряет и в деньгах.

Поэтому основной неофициальный критерий заключается в том, что берут того, у кого больше шансов успешно и в срок защититься.

Есть формальные критерии, основанные на статистике:

В мое время на факультете АКИ в МФТИ критерии формулировались так (в порядке приоритетов):

  1. Сумма баллов за вступительные экзамены;
  2. тема кандидатской диссертации должна совпадать с темой магистерской диссертации;
  3. наличие публикаций в журналах из списка ВАК;
  4. средний балл за все время обучения в институте.

Первый критерий, как вы помните, не работает. Второй и третий означают, что места будут отдаваться только в уже сложившиеся научные школы. А последний критерий придуман, чтобы не обижать отличников.

Если официальные лица не утруждают себя сформулировать какие-то общие для всех критерии, то, скорее всего, брать в аспирантуру будут по степени крутизны научного руководителя. Это и есть главный работающий критерий.

Кстати, тем, кто сейчас на последнем курсе института, очень рекомендую подойти в отдел аспирантуры и узнать, кто в вашем институте принимает решение о зачислении в аспирантуру. А потом у этого человека узнать критерии выбора между абитуриентами при «прочих равных»..

Я подходил к нашему замдекана по старшим курсам зимой на 6-м курсе. Именно он принимает решение о зачислении в аспирантуру на наш факультет. Тогда он и сформулировал вышеприведенные критерии. Так как до августа у меня времени было предостаточно, я успел подготовить все документы на очень высоком уровне.

Выбор научного руководителя и его супружеские обязанности

Научный руководитель – очень интересное существо. До 1 января 2014 года в упомянутом мною «Положении о диссертационном совете» это существо вообще не упоминалось. Теперь в списке документов, предоставляемых в совет перед защитой, появился такой интригующий документ, как «отзыв научного руководителя».

Во многих пособиях для аспирантов утверждается, что научрука надо выбирать по целому ряду критериев. Эти пособия писались в советское время динозаврами, которые мысленно так и остались в той солнечной эре. В наше время только счастливчики могут действительно выбирать себе научного руководителя.

Из всех перечисленных в таких работах критериев стоит упомянуть только формальные. Научный руководитель должен быть специалистом по предполагаемой теме диссертации, и иметь ученую степень доктора наук. В особых случаях допускается степень кандидата наук. Если вы хотите, чтобы научруком был кандидат наук, то, скорее всего, потребуется написать ходатайство от имени уважаемого человека (декана, ректора, директора крутой организации) на имя начальника отдела аспирантуры с просьбой поставить научруком кандидата наук.

На диске есть ходатайство, которое было подготовлено на моего собственного научного руководителя.

Сам научрук пишет заявление, в котором он милостиво соглашается быть научруком. Смысл его заявления примерно такой: «Я, такой-то, согласен осуществлять научное руководство таким-то кренделем. Голову даю на отсечение, что он защититься вовремя». Подпись научного руководителя должна быть заверена в отделе кадров или ученым секретарем по месту работы.

На диске есть образец заявления научного руководителя о согласии осуществлять научное руководство.

В реальной жизни выбирать руководителя себе не приходится. К моменту окончания института у вас есть один-два хорошо знакомых преподавателя, но один по какой-то причине сразу отваливается (без ученой степени вообще, к нему конкурс, он скоро выходит на пенсию, уезжает за границу, в плохих отношениях с деканом, ну, или с вами). А один остается, и то, если повезет.

Вот теперь расскажу, что делать, если никого на примете нет. Не стоит слушать многих «опытных» людей, советующих отложить поступление на год, и потерять это время в поисках научрука. Не факт, что найдете, не факт, что вам не придется менять под него тему, и не факт, что вы сами захотите через год поступать в аспирантуру. Нужно еще учесть, что в наш век один год жизни в возрасте 20-25 лет очень дорого стоит!

В такой ситуации я рекомендую вам обратиться в Академию наук. Там есть много потенциальных научруков, которые хотят и могут, но у них нет студентов. Потому что про них никто не знает. А между тем, научруком в Академии наук быть довольно выгодно.

Если вы готовы писать диссертацию самостоятельно (как того требует ВАК), то вам может подойти и такой вариант.

В 2008 году, был один крендель на нашем курсе, который своей целью видел получение общежития на новый учебный год, а через год он хотел уехать за границу. Он нашел одного доктора наук в РАН с «правильным» отношением к жизни. Этому доктору нужно было энное количество аспирантов. Он за научное руководство получает небольшие деньги и еще кое-какие бонусы. Кренделю, в свою очередь, нужен был научрук. Научрук не хотел тратить на этого кренделя время, а крендель не хотел тратить время на аспирантуру. И состоялся между ними примерно такой разговор:
– Ну, вы же понимаете, что я не защищусь?
– Да, прекрасно понимаю. И мне все равно.
Брачный договор с формальными супружескими обязанностями был подписан.

Стратегия таких научруков – набрать как можно больше аспирантов, и осуществлять чисто формальное руководство ими. Много времени на это не требуется, а если кто-то еще и защитится, будет вообще замечательно. Ну, и наконец, напишу кое-что для редких счастливчиков. Если произошло такое чудо, и у вас есть много кандидатур на звание научрука, то обращайте внимание на следующие критерии, которые характеризуют степень крутизны научного руководителя:

  1. должность (хорошо, если он директор какого-нибудь ФГУПа, ректор или декан);
  2. количество уже защитившихся аспирантов;
  3. членство в диссертационном совете;
  4. количество публикаций, журналы, в которых опубликованы его работы.

Остальные критерии, на мой взгляд, сегодня не существенны. Особенно, наличие свободного времени для осуществления научного руководства, как это любят упоминать в разных пособиях. Надо понять одну простую вещь – или вы выбираете себе крутого научрука, или вы выбираете себе научрука, у которого есть на вас время. Если научрук достаточно крут, то вы на последних стадиях сэкономите себе много времени, хотя по началу вам будет сложно.

Есть еще классика советского жанра – это концепция «микрошефа» и «макрошефа». Макрошеф – это крутой научрук с большим политическим весом, который вам помогает по организационным вопросам и является формальным руководителем, который в случае успешной защиты, получает все лавры. Микрошеф – это ваш научный консультант, который занимается с вами текущими научными вопросами, и не получает ничего, кроме абстрактного опыта научного руководства. Но отказаться не может, потому что его назначает макрошеф.

Выбор темы

В разных ВУЗах свой набор документов, которые надо подавать при приеме в аспирантуру. Документы имеют анкетный характер, и заполняются довольно быстро. Но есть пара важных вопросов, от решения которых зависит, будете ли вы учиться в аспирантуре.

Первый вопрос – должна быть сформулирована тема диссертации. Эта задача принципиально творческая. Нужно придумать такую тему, по которой можно достичь результатов за 3-5 лет и на ней защититься. Тему для диссертации обычно придумывает научный руководитель. Сразу надо учесть, что темы можно менять. Поэтому в качестве первоначального варианта темы может быть предложен даже заведомый бред. Однако отдел аспирантуры обычно плохо смотрит на аспирантов, которые меняют тему несколько раз в год, и при этом новая тема никак не созвучна старой. Однако, отдел аспирантуры можно вообще не уведомлять о смене темы, сообщив им только окончательный вариант, когда защититесь. Как известно, победителей не судят.

Второй вопрос – очень часто в разных ВУЗах, в той или иной форме, просят обосновать выбор темы для исследований. Это может потребоваться во время устного экзамена по специальности, или даже при подаче документов. В любом случае, к этому вопросу надо отнестись серьезно. В вашем ответе между строк должно читаться примерно следующее: «Я охрененный специалист в этой теме, и у меня уже много наработок!». Другими словами, вы должны показать в своем ответе, что практически с пеленок метите в аспирантуру, и гарантируете защиту в срок.

Соискатель или аспирант?

Сегодня понятие «соискатель» уже неактуально. Стать кандидатом можно теперь, только пройдя через обучение в аспирантуре. Но для полноты картины стоит сказать, что преимущества аспирантуры в централизованной организации сдачи кандидатских минимумов. На занятия, которые проходят в аспирантуре, ходить не обязательно, хоть и желательно. В остальном же, бытие аспиранта и соискателя друг друга стоят.

Время жить и время на аспирантуру

Формально на обучение в аспирантуре вам дается четыре года – с сентября по июнь. Но никто не вправе требовать от вас защиты к концу обучения. Когда защититься – это ваше личное дело, и пусть весь мир подождет!

Некоторые ВУЗы ужесточают требования и сокращают время до трёх лет. Это их проблемы, вам только нужно в конце обучения взять справку, что вы учитились в аспирантуре и сдали кандидатские минимумы.

Конечно, декан, отдел аспирантуры и научный руководитель имеют какое-то моральное право на вас давить. Но основной мотивацией для скорейшей защиты должно быть давление со стороны семьи и близких людей, потому что вы крадете у них свое время.

Если вы живете в общежитии, то, спустя три года, вас могут отправить на улицу.

Лично я защитился спустя 4,5 года. И ничего мне за это не было.

Написать диссертацию в фоновом режиме невозможно. Нужно планировать свою личную жизнь так, чтобы целенаправленно выделять время на работу над диссертацией. Теоретически, текст можно писать и по вечерам. Но диссертация не ограничивается текстом.

Поначалу много времени уходит на занятия в аспирантуре и на педагогическую практику. Потом – на подготовку бесчисленных презентаций и статей, на переписку с рецензентами, редакцией, выступления на семинарах. Это все прилагается к собственно самим исследованиям. На завершающей стадии идет набор текста, и вот его как раз можно выполнять на фоне основной работы.

Конкретные цифры такие:

  1. педагогическая практика минимум 1 целый день в неделю на протяжении от полугода до года;
  2. статьи – если пишете в одиночку, то 1 целый день в неделю на протяжении года-двух;
  3. набор текста – на протяжении года 1 целый день в неделю;
  4. занятия в аспирантуре – на протяжении года 1 целый день в неделю;
  5. подготовка презентаций – 2-3 целых дня в месяц на протяжении от полугода до года;
  6. выступление на конференциях и семинарах – одна неделя в год на протяжении всех трех лет;
  7. финишная прямая – ежедневно на протяжении 2 месяцев;
  8. защита – 1 день;
  9. после защиты – 1 целая неделя на оформление документов.

Цифры взяты из моего личного опыта и опыта двух моих сокамерников в общежитии. Все мы писали диссертации самостоятельно. Если статьи у вас пишутся коллективно, это существенно сокращает время на подготовку статей.

Получается, что на протяжении всего обучения нужно выделять как минимум 2 полных дня в неделю на аспирантуру. Причем, выходные не трогать, потому что без выходных вы долго не протянете, а аспирантура – это очень долгий марафон на износ.

Учтите, что с возрастом работоспособность падает. В студенческие годы я мог ботать сутками с минимальными перерывами на сон и еду. В МФТИ учёба начинается в 9 утра, заканчивается в 18.30 или в 20.00, с перерывом 1.5 часа на обед.. Потом – сдача заданий, особенно, по матану или аналиту, часов до 10 вечера, когда закрываются этажи в корпусах. Но это не конец – мы ботали до двух ночи, а потом опять в 9 утра подъём. Да, легенды про учёбу МФТИ в психушку Долгопрудного – это правда.

У меня работоспособность начала падать где-то с 28 лет. Кто не занимается физкультурой, по моим наблюдениям, сдаёт намного раньше, уже годам к 24. Но всё индивидуально.

Кстати, вам подсказка – мозг надо держать в чистоте! Большое количество мыслительных потоков сильно сказывается на работоспособности. Выбирайте время для работы, ложитесь спать во время!

Как выбрать специальность

Есть два понятия – специальность и отрасль науки. Отраслью могут быть, например, «технические науки» или «физико-математические науки». Специальностью, может быть, к примеру, «05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ».

Однозначного соответствия между отраслью науки и специальностью нет. Стать кандидатом физико-математических наук можно по любой из нескольких десятков существующих специальностей. И наоборот, защищаясь по одной из специальностей, вы можете стать к.ф.-м.н. или к.т.н.

Основной документ в этом вопросе – паспорт специальности. В нем описано, что именно должна содержать диссертация, чтобы соответствовать выбранной специальности. Также говорится о том, в каких случаях диссертация относится к смежной специальности. Например, если преобладают методы теории функций или функционального анализа, то 05.13.18 превращается в 01.01.01. Также указано, в каких случаях выбирается та или иная отрасль науки.

К выбору специальности надо отнестись с высшей степенью внимательности, так как вместе с выбором специальности выбирается:

  1. отрасль науки (официальное «пятно на лбу» на всю жизнь);
  2. программа основного экзамена по специальности;
  3. диссертационный совет.

Отсутствие в пределах досягаемости диссертационного совета по выбранной специальности многие, в том числе и я, с удивлением замечают только тогда, когда все уже готово к подаче документов в совет. Список советов есть на сайте ВАК, но не в любом совете вам будут рады.

Ну, и последний штрих добавлю к выбору отрасли науки. Есть отрасли науки, в которых очень много людей, не имеющих к науке никакого отношения, но имеющих ученую степень. Среди этих псевдоученых можно увидеть политиков, журналистов, бизнесменов, чиновников и даже военных. Такое положение вещей бросает тень на многие гуманитарные науки, где все покупается и продается.

Более подробно этот вопрос освещен в препринте Т.Р. Калимуллина «Российский рынок диссертационных услуг», который можно бесплатно скачать в интернете. Лично я поддерживаю многие мысли, высказанные этим человеком, и хочу добавить, что сегодня, выбирая между к.ф.-м.н. и к.т.н., я предпочтение отдаю к.ф.-м.н.

В заключение

В этой главе я постарался объективно описать те сложности, которые возникли у меня и моих знакомых при поступлении в аспирантуру. А также критерии, которые необходимо учитывать для успешного поступления и последующей защиты диссертации. Надеюсь, что этот текст поможет всем, кто еще не определился по поводу поступления в аспирантуру, принять окончательное решение.

В следующей серии

Следующая глава будет посвящена сдаче промежуточных нормативов: педпрактике, английского, философии и специальности. Если с кандидатскими минимумами всё понятно, то педпрактика обычно вызывает недоумение, которое я попытаюсь ликвидировать.

И не забывайте про друзей! Если вы считаете, что моя рассылка может быть полезна вашим сокурсникам, поделитесь с ними адресом моего сайта http://asperhelp.ru или используйте кнопки социальных сетей, расположенные ниже.