Глава 8
Кандидатские минимумы и педпрактика



8.1 Пролог

Основная задача аспирантуры – это организация централизованной сдачи кандидатских минимумов. Эта не единственная её функция, но самая важная. Непосредственно само исследование вы можете провести и без обучения в аспирантуре, она только мешать будет.

Когда-то был такой зверь, как соискатель. Это человек, который написал диссер сам по себе, не проходя обучение в аспирантуре. Для допуска к защите соискателю нужно было сдать кандидатские минимумы. Для этого надо было самостоятельно освоить программу по философии, инязу и специальности, найти организацию, которая имеет право приёма этих экзаменов, договориться об их сдаче и наконец-то сдать. Это не у всех получалось.

В аспирантуре же вам всё приносят на блюдечке: приглашают преподавателей, организуют для вас занятия и проводят экзамены. Вам остаётся только учиться.

Сейчас соискателей упразднили, нельзя защитить диссертацию, не пройдя обучение в аспирантуре. А к самому обучению добавили предметы по выбору и педагогику. Будем надеяться, что по педагогике не надо будет в скором будущем сдавать кандидатские минимумы.

8.2 Педагогическая практика

8.2.1 Как получить зачёт

Аспирант должен пройти педагогическую практику – это закон. Обычно предлагается проведение занятий или отработка педпрактики в другой форме.

Вариантов отработки этой практики может быть много. Но цель одна – набрать определённое количество академических часов. Типовыми способами достижения этой цели в МФТИ является проведение семинаров или проверка тетрадок ЗФТШ. Если вы ведёте занятия 1 раз в неделю, то необходимое число часов набирается примерно за 2 семестра (чуть раньше).

Я сам в своё время выбрал проведение семинаров, причём по самому главному предметов во всех технических вузах – по математическому анализу. Я мог бы получить заветную галочку о прохождении педпрактики за один семестр (занятия были сдвоенные, то есть один семинар – это 4 академических часа), но я остался в роли семинариста на 6 лет. Это был хороший опыт.

Далее я расскажу о своём опыте в этой роли, что было особенно сложным, и дам некоторые рекомендации, если вы выберете этот путь.

8.2.2 На что уходит время

Первое, что надо понимать, это то, что к семинару надо готовиться. Чтобы прорешать у доски в течение 2 пар около 10–15 задач, надо готовиться накануне. Подготовка к семинару занимала обычно вечер целиком – с 6 вечера до полуночи. Иногда ещё больше, так как мне пришлось подтягивать теорию, хотя я окончил МФТИ с красным дипломом и в какое-то время несомненно знал матанализ на отлично. Работа преподавателя на семинаре отличается от работы студента на экзамене тем, что у преподавателя нет времени подумать и нет права на ошибку. Он должен отвечать сразу и точно. Это возможно на более высоком уровне понимания предмета, чем тот уровень, который получают студенты при первом изучении и сдаче экзаменов.

Я ощутил некоторое просветление в матанализе только тогда, когда объяснил весь курс три раза. То есть мне, для того, чтобы самому усвоить курс анализа, потребовалось три года вести семинары.

Если вы в студенчестве хорошо владели предметом, этого может быть недостаточно, чтобы его преподавать.

Молодому преподавателю кафедра высшей математики назначает куратора из числа более опытных преподавателей. Мой куратор мне рекомендовала за лето прорешать весь первый курс матанализа в специально отведенной для этого тетрадке. Это сэкономило мне очень много времени при подготовке. Тем не менее, готовиться перед каждым семинаром всё равно надо было.

У семинаристов есть ещё такая обязанность, как составление и проверка контрольных работ. Придумать и прорешать условия 4–6 задач в четырех вариантах, как того требовала кафедра, очень трудоёмкое занятие. Причем все четыре варианта должны быть равнозначны по сложности. У меня на составление контрольной работы из 4-х вариантов по 5 задач в каждом уходило 1-2 дня. А потом ещё проверка! На проверку 15 работ по началу у меня уходил целый день, часов 10 чистого времени (с перерывами 14 часов). Но после этих 10 часов я ни на что уже был не годен, поэтому на проверку контрольных надо выделять весь день целиком. Ах, да! После проверки контрольных надо готовиться ещё и к семинару. Если вы сможете себе позволить половину семинара посвятить разбору полётов после контрольной (всё зависит от того, опережаете ли вы учебный план или нет), то можно немного сэкономить время на подготовке.

Ещё сразу уточните, будут ли вас привлекать к приёму экзаменов (скорее всего, будут). Экзамены обычно бывают совсем в другой день недели, нежели ваши семинары. Это может быть несовместимо с вашей основной работой. Кстати, в МФТИ потоковые контрольные работы и экзамены запросто ставили на субботу и даже на воскресенье.

И, наконец, сдачи домашнего задания. Есть такое правило, что студенты должны иметь дополнительное время раз в неделю для сдач домашнего задания вне занятий. Это тоже надо учитывать.

Но и это ещё не все. Раз в семестр проходят заседания кафедры. Чаще всего они проходили по средам, часов в 5 вечера. Хорошо, если у вас в это время семинар, вас тогда не тронут. Чуть хуже – если у вас семинар в этот же день, но к 5 вечера он уже заканчивается. И совсем неудобно, если у вас семинары в другие дни.

Казалось бы, раз в семестр – не так уж часто. Раз в семестр бывает заседание кафедры, семестровая контрольная работа, коллоквиум (надо прийти в чужую группу), составление и проверка контрольных работ, иногда ещё просят подменить заболевшего преподавателя. А теперь арифметика. В семестре 17 недель. Всего перечислено 12 мероприятий (на первом семестре 4 контрольных). Вот и получается, что преподавание раз в неделю – это в теории. А на практике на него приходится уделять два целых дня в неделю.

Другой пример – мой сосед по общежитию, который вел лабораторные работы на кафедре общей физики. Вот у него была полная лафа! Он за лето должен был изучить все установки, это было самое сложное. А потом работа строго по графику согласно расписанию. Дома к лабораторной можно не готовиться, также он никогда с собой не приносил тетрадки на проверку. Кафедра физики была намного халявнее с точки зрения преподавателей и студентов, чем кафедра высшей математики.

Но я всё равно доволен своим выбором, потому что опыт – это главное в те годы!

8.2.3 Чем руководствоваться при выборе кафедры

Конечно, вы, скорее всего, уже знаете, где будете отрабатывать педагогическую практику. Но если у вас есть выбор, задайте на кафедре такие вопросы:

  • какова нагрузка по расписанию;
  • какова нагрузка не по расписанию в виде обязательных консультаций или сдач;
  • на скольких экзаменах надо будет появиться во время сессии;
  • есть ли наработки кафедры в виде методичек с готовыми семинарами или вариантов контрольных работ;
  • будут ли обязательные заседания кафедры, коллоквиумы, потоковые контрольные и прочие разовые мероприятия.

Наконец, нельзя игнорировать такую вещь, как зарплата преподавателя. Она зависит от количества занятий в неделю, а ещё бывают надбавки молодым преподавателям и другие виды надбавок. Надбавки могут составлять б´oльшую часть зарплаты. Это тоже можно уточнить на выбранной кафедре. С надбавками может получиться вполне приличная сумма за 2 дня в неделю, которая позволит вам писать диссер, ни на что больше не отвлекаясь (то есть на кино денег не будет, но на еду хватит).

8.2.4 Проверка тетрадок ЗФТШ

В МФТИ для зачета педагогической практики предлагается такая опция, как проверка тетрадей заочной физико-технической школы (ЗФТШ). Я могу рекомендовать этот путь, только если у вас совсем нет времени на преподавание. Почему? Потому что заочная проверка тетрадок вряд ли вам даст опыт, сравнимый с опытом проведения живых занятий. Вам она будет казаться пустой тратой времени.

Проверка тетрадок ЗФТШ может проводиться в любое время и в любом месте, например, по вечерам в офисе на работе или на выходных в деревне у бабушки. Это основное преимущество этого вида педпрактики.

8.3 Кандидатские минимумы

Кандидатские минимумы надо сдавать по трем дисциплинам – английскому, философии науки и по своей специальности.

Раньше при сдаче кандидатских минимумов бессрочными были только оценки «хор» и «отл». Оценка «удовл» действовала три года, а потом экзамен надо было пересдавать.

Сейчас результаты экзаменов действуют бессрочно, то есть вы можете защититься и через 10 лет после окончания аспирантуры. Но не надо радоваться – в законодательстве всё быстро меняется. Может оказаться так, что опять поменяются шифры специальностей, и ваша справка о сдаче кандидатских минимумов будет по несуществующей специальности. Так как может произойти что угодно, не надо затягивать с защитой после сдачи этих экзаменов.

В аспирантуре проходят занятия по английскому языку и философии. Цель этих занятий – подготовить вас к сдаче кандидатских минимумов. Вообще говоря, посещение лекций по философии и занятий по английскому у нас никто не контролировал. Но лично я настоятельно рекомендую на эти занятия заглядывать хоть иногда и проявлять себя с лучшей стороны. Ведь это последние учебные занятия в вашей жизни! А ещё вы будете сдавать эти предметы, скорее всего, тем людям, которые проводят занятия.

8.3.1 Экзамен по специальности

Программа экзамена по специальности состоит из основной части и дополнительной. Основная часть программы устанавливается на уровне ВАК, иногда её ещё называют программа-минимум. Этот минимум общий у всех, кто защищается по одной и той же специальности. Программу-минимум не сложно найти в интернете по запросу «шифр вашей специальности программа минимум».

Дополнительная программа – это вопросы, касающиеся специфики вашей темы исследований. Вообще, она у каждого соискателя может быть своя, но может быть и общей. Обычно 2/3 вопросов – это программа-минимум, и ещё 1/3 – это дополнительная программа.

На моей памяти было несколько случаев, когда аспиранту приходилось пересдавать кандидатские минимумы по другой специальности (при этом пересдача философии и иностранного языка – чистая формальность). Это считается обычной практикой. Но всё же жизнь будет проще, если вам удастся этого избежать.

Программу для своего экзамена по специальности зачастую составляет сам аспирант. Это очень ответственное и кропотливое дело и одним копи-пастом не обойтись.

Например, я составлял свою программу, прочитав и изучив для этого много программ по всем смежным предметам. Мне были понятны все слова, по каждому вопросу я мог нормально ответить. На экзамен пришёл наш декан, который выбрал самое непонятное предложение в программе и спросил. Это предложение состояло всего из двух слов: условие эргодичности. Когда я готовился к экзамену, почему-то на эти слова я не обратил должного внимания. Я вообще не понимаю, как я мог их проглядеть. К сожалению, я забыл тогда, в каком контексте это слово используется в программе (когда среднее по ансамблю равно среднему по времени), а уточнить не догадался. Поэтому мой ответ был не очень хорош.

Не стоит думать, что если вы сами себе составляете экзаменационную программу, то вы всё по ней сможете ответить.

8.3.2 Экзамен по философии

Что касается занятий по философии, то степень их полезности очень сильно зависит от преподавателя, к которому вы попадётесь. Некоторые излагают философию очень нудно, некоторые рассказывают за 20 минут самый минимум по учебному плану и отпускают. Есть такие, которые рассказывают самый минимум за 20 минут, а потом травят байки из своей богатой опытом жизни. Есть преподаватели – пересмешники, они излагают курс в весёлой манере. Я в аспирантуре ходил к преподавателю-минималисту, который говорил только по программе и ничего лишнего. По моему опыту, у каждого преподавателя есть своя целевая аудитория, которая довольна его лекциями, а другим студентам он может не нравиться. Всё зависит от того, с какой целью студент ходит на занятия.

Лично у меня нет особых секретов, как сдать экзамен по философии или как к нему готовиться. Есть только один секрет, как не надо делать – не надо думать, что вы сможете что-то наговорить без должной подготовки к экзамену. Оценка ставится за знание той или иной философской концепции, но всё, конечно, зависит от лояльности экзаменатора. Вы знаете, почему не бывает апостериорных аналитических суждений? А это вполне нормальный вопрос на экзамене.

Один мой однокурсник думал, что на экзамене по философии (на 5 курсе) можно просто «отбряхаться» на заданную тему. Преподаватель что-то спросил его, студент начал «философствовать». Преподаватель понял, что студент не готовился, и спросил более конкретно: а как на этот вопрос отвечал, допустим, Иммануил Кант? Ну ещё пара таких вопросов, и студент получил свой «неуд». Почему? Потому что оценивается не болтология, а знания.

Просто поболтать преподавателю было бы интересно, если бы в своих рассуждениях студент опирался на хорошо известные учёния великих философов. Как вы думаете, может ли студент за 5 минут продумать также глубоко тему вопроса, как какой-нибудь философ это сделал за всю свою жизнь? Нет, конечно. И это сразу видно.

А вообще преподаватель в данной истории хотя бы дал понять студенту, почему у него неуд. Бывает так, что после беседы «двух очень умных людей» один из них уходит, не понимая, почему ему поставили «неуд».

Ну, и наконец, пару слов про важность философии. Если вы планируете научную карьеру или просто хотите быть развитым человеком, то пользу курса философии переоценить сложно. Это касается и молодых парней, которые постоянно в общежитии спорят по поводу глобальных философских концепций. Я был таким же, но эти споры стали неинтересны уже на этапе изучения философии древних греков.

Одной моей знакомой на предзащите сказали, что её теория не работает в таком-то случае. Она сильно расстроилась. А потом она вспомнила концепцию научных революций Куна и засияла. В этой теории говорится, что любая теория сталкивается сначала с экспериментальными фактами, которые её должны бы опровергать. Но когда фактов немного, теория остаётся в силе, а факты игнорируются. Теория может даже некоторые факты поглотить, то есть адаптироваться к ним. У зрелой теории факты, к которым она так и не смогла приспособиться, очерчивают границу применимости.

И что она сделала? Правильно, она включила контрпример с предзащиты для иллюстрации границ применимости своей теории, то есть усилила свои позиции на защите.

8.3.3 Экзамен по английскому

Экзамен по английскому языку обычно состоит из нескольких частей: пересказ, письменный перевод в обе стороны разных текстов, презентация в Power Point, обсуждение и ещё все, на что хватит фантазии на кафедре иняза. Иногда ещё с собой на экзамен просят принести curriculum vitae.

В МФТИ кафедра иностранных языков – это та самая кафедра, по которой вздыхают студенты. Для многих в 80-е, 90-е и 00-е была популярна такая мысль: выучить английский и уехать навсегда. Кафедра иняза не скрывала, что её миссия – подготовить выпускников МФТИ для международной деятельности. И это у них очень хорошо получается! Даже на последнем в жизни молодого учёного экзамене кафедра свято выполняет возложенные на себя функции. На экзамен надо принести curriculum vitae, подготовить научно-популярную презентацию по теме своей диссертации, перевести письмо на деловой английский. Не стоит говорить, насколько это полезно!

Экзамен по английскому в наше время состоял из нескольких этапов, которые бывают письменными и устными. Устные этапы оцениваются менее строго, единичные ошибки прощаются, ведь даже в русской беглой речи мы допускаем ошибки, если пытаемся сходу придумать ответ.

Письменный этап перевода с русского на английский оценивается со всей строгостью. В моё время все переводили деловое письмо. Любая ошибка снижала итоговую оценку за этап. У меня была одна пунктуационная ошибка и одна ошибка грамматическая, я получил «удовл» за этот этап, хотя четыре других этапа были на «отл» и «отл+». Почему так строго? Потому что ваши письменные ответы будут храниться в архиве на кафедре много лет, и теоретически, их может поднять и перепроверить какая-нибудь комиссия. Если будут обнаружены завышенные оценки, то комиссия это сразу заметит, и скажет кафедре иняза, что плохо работали.

Вывод такой: тренируйте свою письменную речь. Используйте всякие онлайн сервисы для проверки ошибок в письменной речи.

Во время экзамена также оценивается ваше владение специальной терминологией по теме ваших исследований. Если вы читаете статьи на английском языке, то не поленитесь узнать правильное произношение тех слов, которые относятся к вашей специальности.

Советую не использовать свои презентации с прошедших конференций или экзамена по специальности на экзамене по английскому языку. Лучше составить презентацию заново именно под сдачу этого экзамена, с учётом ограничений по времени, вашей скорости речи, избегая тех вопросов, которые вы не сможете объяснить на английском (пожалейте экзаменаторов!) Хотя кафедра иняза наоборот просила взять свою рабочую презентацию с какой-либо англоязычной конференции.

Наконец, я дам общие рекомендации по подготовке выступлений, которые касаются не только иностранного языка. Вы будете волноваться, поэтому первые 3-4 предложения учите наизусть. Это лучше, чем стоять и тупить, не зная с чего начать.

Во время подготовки презентации не ленитесь её проговорить шёпотом вслух. Важно проговорить именно всю вашу речь, чтобы не осталось тех мест, которые вы будете произносить на экзамене впервые.

8.4 Прочие дисциплины

Сейчас в аспирантуре проходят ещё и педагогику. Я не изучал педагогику, так как закончил аспирантуру раньше, чем она появилась. Поэтому дальше будут мои оценочные суждения.

Учёные размножаются почкованием. Шучу. Учёные размножаются посредством проведения лекций, семинаров, лабораторных занятий, а затем при индивидуальной работе. Для этого нужны преподаватели и научные руководители. Возможно, это основная причина, почему педагогика появилась в аспирантуре.

Нужен ли будущему учёному педагогический опыт? Да. Заменит ли педагогика реальный опыт проведения занятий? Нет. Стоит ли на неё тратить время? Нет. Шучу. Наверное, тут лучший совет такой же, как и в случае с философией – всё зависит от степени интересности преподавателя.

Также аспиранту нужно выбрать какое-то количество дисциплин по выбору. Спектр их очень широк, названия интересные, актуальные. Но лично я ничего посоветовать не могу, так как сам на них не ходил (в моё время их не было). Ограничимся только общими советами. Во-первых, общайтесь со старшими, то есть с теми, кто уже на них отходил, спрашивайте их мнение. Во-вторых, можно выбрать курсы исходя из того, чтобы минимизировать количество посещений института. Один мой знакомый выбрал курсы так, что в институте он был два дня в неделю, включая проведение занятий по математическому анализу в качестве педпрактики.

8.5 Эпилог

Львиная часть времени тратится на прохождение педпрактики (зачёт ставится по количеству отработанных часов) и на посещение занятий по английскому, философии и другим дисциплинам.

Пространство для манёвра тут есть, хотя в последние годы на занятиях начали контролировать посещаемость. В любом случае, всё зависит от вас. Но постарайтесь закрыть все эти вопросы именно на первом году обучения в аспирантуре – сэкономите потом уйму времени и сил.