Глава 12
Факторы риска и долины смерти

12.1 Раздолбайство
12.2 Сказка о потерянном времени
12.2.1 О приоритетах
12.2.2 На что уходит время
12.2.3 Стратегия балбеса
12.3 Совмещение с основной работой
12.4 Тема кандидатской отличается от темы магистерской
12.5 Научрук на вас забил
12.6 Нет идей, на которых можно защититься
12.7 Нет статей
12.8 Тема вам неинтересна
12.9 Конференции: если тема всё ещё неинтересна
12.10 Нет самого текста диссертации
12.11 Нет оппонентов
12.12 Нет диссертационного совета
12.13 Вместо заключения

PIC

Аспирант похож на зверька, мигрирующего через пустыню в поисках лучшей жизни. Эту пустыню до него пытались преодолеть и другие зверушки. Повсюду можно встретить их скелеты.

Места, где скелетов особенно много, называют долинами смерти. В пределах каждой долины причины гибели у всех животных примерно одни и те же: палящее солнце или низкие ночные температуры, голод или жажда, зыбучие пески или хищники.

Итак, встречайте: долины смерти аспирантов! Каждый из пунктов этой главы посвящён описанию одного из факторов риска. Если вы найдёте тут что-то, что имеет отношение к вам, то срочно исправляйте ситуацию. Каждый такой фактор может сыграть решающую роль.

12.1 Раздолбайство

Обучение в аспирантуре существенно отличается от обучения в магистратуре. В магистратуре вам всё приносят на блюдечке – и тему, и научрука, и пинать вас будут два года, чтоб вы шевелились.

В аспирантуре вы всё это делаете сами, быть может, с помощью научного руководителя. Тактика типичного студента-раздолбая, который привык плыть по течению, вряд ли здесь сработает. Вы сами себе должны организовать конференции, публикации, экзамен по специальности и другие мероприятия. Составлением учебного плана и контролем его исполнения занимаетесь теперь тоже вы. Этот план индивидуальный, ориентироваться на среднюю успеваемость в своей группе уже не получится.

Если вы привыкли к тому, что институт всё это делает за вас, то у вас есть все шансы на отчисление или формальное окончание аспирантуры, но без выхода на защиту и получения учёной степени.

В конце обучения вам придётся проявить упорство и организаторские навыки, которые присущи предпринимателям: много ездить, договариваться, выступать. Лично у меня очень много знакомых, которые и “кирпич” написали, и статьи опубликовали, но им не хватило сил, чтобы организовать себе защиту.

Вы попадёте в ситуацию, когда вы никому не нужны, а вам от всех что-то надо. Лично у меня сложилось впечатление, что аспирантура похожа на бизнес, причём именно на мелкий – это когда собственник в одиночку тянет свою ношу, и никто ему не помогает. Раздолбаи в таких условиях обычно не выживают.

12.2 Сказка о потерянном времени

12.2.1 О приоритетах
12.2.2 На что уходит время
12.2.3 Стратегия балбеса

12.2.1 О приоритетах

Написать диссертацию в фоновом режиме невозможно. Надо планировать свою личную и деловую жизнь так, чтобы систематически выделять время на работу над диссертацией. Ключевое слово здесь – “систематически”, то есть регулярно и помногу. Этому есть математическое обоснование, которое я приведу ниже, в п. 12.2.3 .

Эмпирический факт состоит в том, что на работу над диссертацией нужно выделять хотя бы три целых дня каждую неделю на протяжении всех четырёх лет. А в течение последнего года или двух подготовка диссертации должна стать основным вашим занятием, все остальные дела должны подстраиваться под него. Учтите, что, помимо непосредственно исследовательской работы, у аспиранта есть ещё много забот, о которых я напишу в следующем пункте.

12.2.2 На что уходит время

Давайте подсчитаем, на что уходит время в аспирантуре. У меня получились примерно такие цифры.

Цифры даны на основании моего опыта и опыта некоторых моих знакомых. Все мы писали диссертации самостоятельно.

Отдельно надо поговорить о творческой части, то есть о том, что составит суть вашей диссертационной работы. Будете вы сидеть с карандашом и бумагой или будете кодить и дебажить – неважно, творческая работа съест всё ваше время. И это прекрасно, это и есть научная деятельность. Но не все могут позволить себе заниматься наукой, а только те, кто правильно себя организует.

Общее ощущение, что на протяжении всего обучения надо выделять как минимум два полных дня на аспирантуру. Причём выходные не трогать, потому что без выходных вы долго не протянете, а аспирантура – это очень долгий марафон на износ.

12.2.3 Стратегия балбеса

Почему важно систематически выделять время для работы над диссертацией? На этот вопрос можно найти ответ в книге Сергея Самойленко “Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни”. Далее я использую некоторые идеи из этой книги, чтобы проиллюстрировать важность расстановки приоритетов в аспирантуре.

Работу над диссертацией можно представить как последовательность элементарных шагов. За день можно сделать только один шаг либо не сделать ни одного. Мы рассмотрим две стратегии.

Первая стратегия – систематическое планирование, когда каждую неделю выделяется определённое количество дней на диссертацию. Очевидно, что при такой стратегии время, необходимое для завершения работы, пропорционально длине цепочки действий.

Вторая стратегия – так называемая стратегия балбеса, при которой для каждого последующего действия из оставшихся дней равновероятно выбирается любой. Другими словами, в среднем каждое последующее действие планируется на середину оставшегося срока, а после него времени до дедлайна остаётся в два раза меньше. Нетрудно увидеть, что количество дней, необходимых для завершения цепочки, растёт примерно экспоненциально с ростом длины цепочки.

Парадокс состоит в том, что если количество шагов для завершения последовательности составляет 15, то с вероятностью 90% балбесу не хватит и всей жизни, чтобы выполнить эту цепочку до конца (70 лет – это примерно 25 тысяч дней, а 2 15 = 32 768 ). Подготовка диссертации потребует гораздо большего числа дней. Сколько именно – точно сказать сложно (да и не нужно), но эта величина точно одного порядка с количеством дней в году. Вывод такой: балбесу не хватит и десяти жизней, чтобы написать диссертацию.

В реальности мы находимся где-то между строгим систематическим планированием и стратегией балбеса. Перекос в сторону стратегии балбеса может получиться, если вы начнёте занимать те дни, которые выделяете для диссертации, другими делами (позвали в кино, цейтнот на работе, пошли в поход и т. д.). Обычно аспиранты-балбесы всегда находят причину не заниматься диссертацией, если не прошла хотя бы половина отпущенного на её подготовку срока. Кстати, у стратегии балбеса есть ещё одно следствие, описанное во всё той же книге, – это эффект авральной работы к концу срока. Вспомните, как вы готовили бакалаврскую и магистерскую работы!

Общий вывод такой: диссертация должна быть в приоритете. Как только вы начинаете заниматься другими делами, вы скатываетесь от линейной зависимости к экспоненциальной, и тогда вам не хватит и десяти жизней для завершения диссертации.

12.3 Совмещение с основной работой

Как мы уже установили, на аспирантуру надо выделять время систематически и помногу. Но не любая работа совместима с этой установкой. Типичное заблуждение – думать, что вы сможете уделять время диссертации после основной работы. При этом обычно приводится аргументация, что если потратить восемь часов на работу и четыре на диссертацию, то останется ещё много времени на сон и отдых. Но, к сожалению, аддитивность времени тут не работает. Важно не то, сколько часов вы будете тратить на диссертацию, а то, в каком состоянии вы будете это делать. Вам надо планировать рабочий день так, чтобы на научную работу уходило самое продуктивное время дня хотя бы в течение половины срока, отпущенного на обучение в аспирантуре.

Когда я был аспирантом, мне на собеседованиях часто говорили: “Мы вас будем отпускать в пятницу пораньше, и вы сможете посвящать диссертации половину пятницы и ещё выходные”. Хорошо, что я не согласился на это, хотя зарплату предлагали в три раза больше, чем я тогда получал на “базе”!

Вам нужно бронировать хотя бы два полных рабочих дня в неделю на аспирантуру (вместе с субботой получится три дня в неделю), иначе не вывезете. Все варианты с сокращённой пятницей не прокатят.

Какая же работа совместима с аспирантурой? Такая, на которой у вас будет возможность заниматься своими делами и отдавать им основные силы.

Если вы трудитесь в лаборатории у научрука, это отлично – ваши результаты нужны одновременно и вам, и лаборатории. Но учтите, что ваши пути скоро разойдутся: лаборатория будет двигаться вперёд и брать всё новые и новые задачи, а вы будете доделывать свой диссер по старым задачам.

12.4 Тема кандидатской отличается от темы магистерской

Да, это фактор риска, причём один из самых важных. Он имеет два проявления. Во-первых, когда вы начнёте заниматься новой темой, вам придётся много времени потратить, чтоб в ней разобраться на очень серьёзном уровне, ведь вы на этой теме собираетесь защититься. В то время как те ребята, которые в аспирантуре продолжают исследования, начатые в магистратуре, получают фору как минимум на полгода вперёд.

Во-вторых, а почему у вас тема поменялась? Вариантов ответа на этот вопрос очень много, но не все они могут положительно охарактеризовать вас как исследователя. Например, вы не смогли разобраться в старой теме и хотите начать новую. Иногда этот ответ маскируется под предлог, что старая тема вам была неинтересна.

Если у вас поменялась тема со времён магистратуры, то вам надо срочно навёрстывать упущенное. Это тяжкий труд, для которого надо запастись терпением. Когда терпение закончится и у вашей внутренней зверушки, о которой я говорил в самом начале главы, опустятся лапки, прочитайте в этой же главе пункт 12.9 про конференции.

12.5 Научрук на вас забил

Начнём с того, что научные руководители бывают разные. Есть два крайних полюса – микрошефы и макрошефы. Вы должны подстроиться под свой вариант руководителя и взять у него то, что он может дать.

Макрошеф хорош, когда вам надо что-то организовать, например, забор проб, согласование статьи или поездку на конференцию. Макрошеф вам подпишет всё что угодно, но сам не будет тратить много времени на вас.

Мой научный руководитель был большим начальником на предприятии, на кафедре которого я учился. По шкале “микрошеф – макрошеф” он был ближе к правому краю. Конечно, много времени он на меня не тратил, но зато освободил меня от всяческой рутины, которая присуща большим предприятиям.

Несколько раз в год он просил меня сделать что-то, что нужно нашему центру, и у меня на это уходило в сумме примерно два-три месяца в году. Остальные восемь месяцев в году я был предоставлен сам себе, то есть писал диссертацию (не забывайте про месяц отпуска). Я получал зарплату, которая позволяла мне жить в общежитии, обновлять гардероб по мере необходимости, иногда покупать новые железки для личного компьютера, на котором я писал диссер и проводил вычисления. Вдобавок раз в сезон я мог позволить себе поехать в Питер на прогулку.

Микрошеф – это обычно старший/ведущий научный сотрудник или начальник лаборатории. Он будет с вами сидеть часами и много рассказывать, потому что у него есть на это время. Если правильно построить этот процесс, то можно написать диссертацию под его диктовку. С микрошефом вы рискуете попасть в ситуацию, когда диссер написан, статьи есть, а совета для защиты нет. Ну, и выбить для себя поездку на конференцию будет непросто. Хорошо, если у вашего микрошефа есть свой макрошеф, который может вам помочь.

Вы должны понимать, в какую категорию попадает ваш научный руководитель. Если он с вами не общается, но вы точно знаете, что у него есть время на вас, то я рекомендую активнее “подкатывать” к нему. Многие научруки специально выбирают такую стратегию, чтобы за ними бегали. Они обосновывают это тем, что аспирант, который не проявляет активность, скорее всего, не защитится, и не надо тратить на него своё время.

Какие вопросы можно задать научруку, чтобы “подкатить”? Спросите его, какую литературу он вам советует почитать и какие у него самого есть статьи по вашей теме. Можно обсудить, в чём может заключаться предполагаемая научная новизна вашей работы, чтобы понимать, на чём делать акцент в исследованиях. Или уточните, как предполагается разбить вашу будущую работу на главы. Вариантов много, но диалог должны начать вы.

Если после всех попыток общение не наладилось, то придётся пробиваться в одиночку. К сожалению, не всем хватает упёртости, чтобы вывезти на себе подготовку диссертации и все оргвопросы по её защите. Но это вполне выполнимая задача, хоть и сложная.

В любом случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Только не надо сразу ходить с козырей – не пытайтесь во время обучения сменить научного руководителя. Это возможно с разрешения кафедры, но придётся ответить на ряд неудобных вопросов, в том числе и вашему научному руководителю. Так или иначе, после такого хода отношения с научным руководителем будут, скорее всего, испорчены.

12.6 Нет идей, на которых можно защититься

Вам кажется, что ничего нового в своей области вы не можете предложить? Океан науки кишит разными учёными, которые “отложили свои личинки” во всех мыслимых и немыслимых местах. Не спешите сдаваться! На самом деле вас пугает общий хор голосов обитателей этого океана, каждый из которых кричит из своих статей, что он первый отложил личинки там, и там, и ещё вон там. Но объём океана настолько велик, что во многих его областях можно найти ещё никем не тронутое место.

Надо понимать, что никто не гарантирует результат в творческом процессе. Действительно, непонятно, куда выведет кривая науки. Я предложу свой путь, проверенный лично мной и моими студентами, но который тоже не всегда срабатывает. Но на безрыбье и рак – рыба!

Общая рекомендация такая: вы должны сначала изобрести своё решение. Чем детальнее вы его проработаете, тем лучше. И только потом вы см´отрите, что предлагают другие учёные. Скорее всего, ваше решение будет немного отличаться от уже существующих. Если, конечно, вы действительно его разработали сами, а не подсмотрели у кого-то.

Когда вы найдёте, в чём именно оно отличается, то дальше ищите причины, почему маститые учёные, с которыми вы сравнивались, использовали другой путь. Отличие может возникнуть, например, из-за того, что вы решаете более общую или более частную задачу. Её постановка определяет возможность и эффективность применения того или иного метода. Научная новизна в этом случае заключается в том, что вы решили старую задачу в новых ограничениях. Главное – это точность формулировок!

Конечно, если вы решаете квадратное уравнение, то вряд ли вы придумаете что-то новое. В этом пункте речь шла о задачах из реальной жизни аспирантов, на которых в принципе можно защититься.

12.7 Нет статей

Это одна из самых распространённых причин, почему аспирант не может защититься. Если к концу третьего года у вас нет ни одной статьи, то вы попадаете в группу риска. Статьи пишутся и публикуются не быстро. И лучше всего сделать это именно в аспирантуре. После окончания обучения это будет значительно сложнее, потому что потом вам захочется начать новый этап в жизни и забыть аспирантуру как страшный сон.

Не надо в одиночку стремиться в журналы квартилей Q1 и Q2. В них аспиранты обычно попадают только в составе группы соавторов. И процедура рецензирования там отнимает много времени. Если вы опубликуетесь в Q3 или Q4, но без соавторов (или с единственным соавтором – вашим научным руководителем), то эта публикация произведёт на членов совета лучшее впечатление, чем статья из Q1 с десятью соавторами. А если ещё и договоритесь с научным руководителем, чтобы ваша фамилия в этой статье стояла на первом месте, то эта публикация станет вашей визитной карточкой.

Однажды я пришёл устраиваться на работу на одну из кафедр МФТИ. Заведующий кафедрой, уважаемый учёный, попросил показать список моих публикаций. У меня к тому времени имелась одна публикация в International Journal of Modern Physics E, но его больше впечатлила работа в “Журнале вычислительной математики и математической физики”. Всё потому, что в первой работе было девять соавторов, а во второй единственным автором был я.

Примерно такая же реакция была и у других учёных, с которыми мне удалось пообщаться о своей научной карьере.

Тем, кто учится на первом курсе аспирантуры, настоятельно рекомендую узнать, как ваш научрук организует подготовку статей в своём коллективе. Есть среди них такие, в которых все друг друга включают в соавторы. В таких случаях научный руководитель вам скажет, какие параграфы пишете вы, а какие – кто-то другой. Разделение труда – это наше всё! Вам повезло, если вы попали в такой коллектив. У вас однозначно будут статьи к моменту защиты, причём в количестве, существенно превышающем необходимый минимум. В таких статьях обычно много соавторов, но их число формально не влияет на возможность зачесть публикацию при защите.

Если же в вашем коллективе каждый сам за себя, то вы попадаете в группу риска. Могу рекомендовать посещать конференции и семинары по вашему профилю и слушать доклады других людей, чтобы потом было легче придумывать материал для своих статей. Если вы в одиночку сможете придумать идею для статьи, написать всё и опубликовать, то я вас поздравляю – вы состоявшийся учёный!

Лично мне для отбора и формулировки идей для моей диссертации помогло регулярное посещение семинаров на мехмате МГУ и различных конференций.

12.8 Тема вам неинтересна

Меня в моей научной карьере часто переключали с темы на тему. Каждый раз это давалось мне с трудом. Доходило до физического отвращения к новой терминологии, методам и даже фамилиям авторов статей. Но каждый раз отвращение сначала сменялось чисто рабочим интересом, а потом меня накрывало научное любопытство. Секрет тут прост: аппетит приходит во время еды! Начните наконец-то разбираться в своей задаче – только тогда вы увидите научную проблему во всей её красоте и блеске.

Возможно, вам будет легче переварить свою тему, если учесть тот фактор, что вы не будете заниматься ею всю жизнь. За свою научную карьеру вы поменяете тему ещё много раз, прежде чем найдёте ту область науки, в которой достигнете больших успехов. Но за текущую тему надо держаться зубами, потому что второго шанса поступить в аспирантуру, скорее всего, не будет.

В моей диссертационной работе изначально предполагалась экспериментальная составляющая. Я уже тогда умел хорошо программировать и разбирался в математике, поэтому перспектива быть прикованным к экспериментальной установке мне была совсем неинтересна с точки зрения будущей карьеры. Тему диссертации я не сменил, но поменял методы исследования – вместо сравнения с экспериментальными данными я взял результаты численных экспериментов, проведённых с помощью признанных в отрасли программ. Да, в рамках моей темы такой манёвр был возможен.

Обычной практикой является переформулировка темы исследований в сторону уточнения или обобщения. Переходить на новую тему (скорее всего, со сменой научрука) стоит только лишь в том случае, если у вас уже есть хороший задел.

Надеюсь, что эти аргументы вам хоть как-то помогли. Если нет, то перед тем, как отчислиться из аспирантуры, попробуйте съездить на конференцию. Об этом в следующем пункте.

12.9 Конференции: если тема всё ещё неинтересна

Вы разбираетесь в своей теме уже целый год, и вам всё ещё неинтересно? Это печально. Но и тут есть лекарство, которое стоит попробовать. Человек – существо социальное и стадное. Попробуйте съездить на конференцию по вашей теме. Там вы встретите людей, которые на неё потратили всю свою жизнь. Так вы поймёте, что у вас не самая печальная судьба. Шучу. Просто пообщайтесь с увлечёнными, живыми людьми. Это очень важно, в одиночку лишь немногим хватает запала дойти до конца.

Очень желательно, чтобы конференция была в другом городе и добавился элемент путешествия. Через пару лет вы вряд ли вспомните понравившиеся вам доклады, но эмоции запоминаются надолго. Так устроен человеческий мозг. Вы запомните людей, местность, еду, но только не содержание докладов. Когда будете выбирать конференцию, спросите себя, захотите ли вы вечером погулять по городу, в котором она проводится.

Мой научный руководитель очень настойчиво советовал мне посещать научные конференции. Самая яркая поездка за время аспирантуры у меня была в 2009 году, когда меня отправили на конференцию LUMDETR-2009 в Краков. Мероприятие было проведено на высшем уровне. Помимо хорошо организованной научной программы, была и культурная составляющая. Распланирован был каждый вечер! Больше всего запомнились Welcome party, ужин в средневековом замке с живой музыкой и приём у мэра. А по пути от гостиницы до местного университета мы наслаждались городом, он реально очень красивый. Кстати, на обратном пути из Кракова я посетил Калининград первый раз в своей жизни.

В 2012 году, когда я активно гастролировал с докладами, я посетил конференцию по методам Монте-Карло в итальянском Римини. Самолёт приземлился в Риме. От вокзала Рима до Римини я добирался на поездах с одной пересадкой, наслаждаясь видами из окна, а на обратном пути я посетил Болонью. Помимо научной программы, мне понравилось большое количество вина на этой конференции. Европейцы умеют красиво принимать!

Наконец, после окончания аспирантуры я с той же темой выступал на конференции в Якутске. Якутск по насыщенности культурной программы ничем не уступал Кракову. Нас даже катали на большом теплоходе по Лене два дня с ночёвкой.

Международные конференции в далёких странах или городах – это самые приятные моменты во время обучения в аспирантуре.

Интересно, а китайские учёные умеют красиво принимать?

В идеале после конференции у вас должно сложиться впечатление, что ваша тема востребована и интересна. Чем роскошнее конференция, тем сильнее оно будет. Лично мне конференции всегда поднимали дух для продолжения исследований!

PIC PIC

Рис. 12.1: Обед на международной конференции LUMDETR-2009 и стол с приёма участников мэром города Кракова.

12.10 Нет самого текста диссертации

Допустим, вам уже понятно, на чём можно построить диссертацию. У вас даже есть статьи с опубликованными результатами. Может быть, имеются какие-то отдельные фрагменты глав будущей работы, но нет целостного текста.

Текст диссертации из одних лишь статей собрать не получится. Хотя отдельные абзацы или даже целые секции почти без изменений смогут перекочевать в диссертацию, вам всё равно придётся писать много “склеивающего” текста и вообще как-то добирать объём.

Ситуацию усугубляет ещё и то, что обычно диссертация несколько раз переписывается, прежде чем она начинает устраивать всех действующих лиц – вас, вашего научного руководителя, обоих оппонентов, ведущую организацию и тех трёх членов совета, которых выбрали для детального ознакомления с ней. На это требуется время. Обычно это занимает месяц или значительно больше с учётом всех согласований.

Плохо, если до окончания аспирантуры вы не успеваете подготовить хотя бы первую версию текста. Будете ли вы заниматься доработкой текста после формального окончания аспирантуры? На этот вопрос каждый отвечает себе сам. Я скажу лишь то, что многие забрасывают свою недописанную диссертацию и остаются в этой долине смерти навечно.

Секрета тут нет: текст надо писать, и на это требуется много времени. Чтобы текст быстрее писался, наблюдайте за собой и попробуйте сформулировать свои правила тайм-менеджмента. Я приведу некоторые правила, которые вывел сам для себя. Может, они подойдут и вам.

Как я уже писал, важно не то, сколько времени вы проведёте в работе над текстом, а то, в каком состоянии вы это делаете. Если вам сложно выдавливать слова и вы пишете по одному абзацу в час, то, возможно, вам лучше перепланировать свой день. Сделайте себе “дни интроверта”, когда вы мало общаетесь с окружающими, и в эти дни создавайте текст.

У меня есть два режима. В любой момент времени я нахожусь в одном из них, а переключение между ними требует перезагрузки. В первом режиме я – исследователь, это режим интроверта. Я могу в нём находиться месяцами или даже годами. В этот период мне сложно с кем-то общаться, потому что я погружен в мысли об исследованиях и поглощён творческим процессом.

Второй режим – это режим организатора. В этот период я могу довольно эффективно договариваться, организовывать встречи и вообще оперативно реагировать на внешние сигналы.

Важно не только время, но и количество подходов. Бывает так, что идея, на формулировку которой в прошлый раз ушло очень много времени, на свежую голову формулируется почти мгновенно и более точно. Если вы чувствуете, что ваше внимание притупляется и вы бегаете по кругу между одними и теми же формулировками, то лучше хоть как-то зафиксировать свои мысли в тексте и пометить их красным цветом, чтобы не забыть к ним вернуться. Потом всё быстро вспомните.

Не надо заниматься между подходами ничем, что требует активной умственной деятельности. Пусть у вас в мозгу в фоновом режиме обдумывается диссертация. Это вам очень поможет, когда сядете за текст вновь.

Не прерывайтесь, если “попали в струю”. Это такое состояние, когда вас “прёт” и вы проявляете продуктивность заметно выше своего среднего уровня. Только не забывайте про еду.

12.11 Нет оппонентов

Обоих оппонентов назначает совет, но предложить кандидатуры можете вы. К концу обучения в аспирантуре желательно уже знать фамилию хотя бы одного из них и начать с ним работать. У оппонента может быть очень много замечаний, в том числе и критических, поэтому лучше их устранить до подачи диссертации в совет. После подачи документов диссертация не может быть изменена.

Если кандидатур оппонентов у вас нет, то вам их назначат. Тут ничего страшного нет, потому что если вас допустили до защиты, то, скорее всего, вашу диссертацию уже смотрели, и она всем понравилась.

Если вы всё-таки хотите оппонента найти самостоятельно и ни у вас, ни у вашего научного руководителя никого на примете нет, то вам надо выступать на всех семинарах, куда вас возьмут. В конце вашего выступления все поймут, чего вы хотите. Может, кто-то из присутствующих на семинаре докторов наук заинтересуется вашей работой и согласится выступить официальным оппонентом.

12.12 Нет диссертационного совета

Поинтересуйтесь у научного руководителя, в каком совете планируется ваша защита или в каком совете защищались его предыдущие аспиранты. Если шифр совета и фамилию секретаря узнать так и не удалось, то дела ваши плохи. Вы рискуете не защититься вообще.

Поиск совета – это довольно сложная задача, которая потребует от вас коммуникативных навыков и организаторских способностей. Почему советы не хотят принимать людей с улицы, я писал в главе 11 “Как зайти в совет”. В этой же главе написано, как я сам искал совет, и даны некоторые рекомендации, которые могут помочь и вам.

И наоборот, у вас всё хорошо, если на семинарах и конференциях, на которых вы выступаете, присутствуют члены предполагаемого диссертационного совета.

12.13 Вместо заключения

Давайте вернёмся к нашему зверьку, который мигрирует через пустыню в поисках лучшей жизни. В этой главе описаны самые опасные места этой пустыни, в которых остались навечно ваши старшие товарищи. Если у вас присутствует любой из вышеприведённых факторов риска, срочно выбирайтесь из этой долины смерти, чтобы не пополнить своим скелетом местный ландшафт.